ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Цель: определить влияние ВИЧ-инфекции на развитие эпидемического процесса при туберкулезе в России.
Материалы. Изучены данные форм федерального статистического наблюдения № 8 «Сведения о заболеваниях активным туберкулезом», № 33 «Сведения о больных туберкулезом» и № 61 «Сведения о контингентах больных ВИЧ-инфекцией». Численность умерших представлена по данным Росстата.
Результаты. Развивающаяся эпидемия ВИЧ-инфекции начинает играть отрицательную решающую роль на развитие эпидемиологического процесса при туберкулезе. Показатель «распространенность туберкулеза» уменьшается не столько вследствие излечения туберкулеза, сколько вследствие смерти пациентов с туберкулезом от разных причин, прежде всего от ВИЧ-инфекции. В 2015 г. впервые смертность от ВИЧ-инфекции превысила показатель смертности от туберкулеза.
К 2020 г. ВИЧ-инфекцию будут иметь 25% и более впервые выявленных пациентов с туберкулезом; в структуре смертности от ВИЧ-инфекции причиной смерти будет туберкулез до 60% случаев; среди умерших пациентов с туберкулезом причиной смерти будет регистрироваться смерть от ВИЧ-инфекции в 1,5 раза чаще, чем смерть от туберкулеза.
Учитывая неблагоприятную ситуацию, необходимо менять разделы работы, прежде всего улучшить профилактику туберкулеза среди контингентов центров СПИДа, обеспечить квалифицированную диагностику и контролируемое лечение туберкулеза среди лиц с ВИЧ-инфекцией на всех этапах диспансерного наблюдения. Кроме того, необходимо усовершенствовать нормативные правовые акты в сфере противодействия распространению туберкулеза среди лиц с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации; организовать мониторинг состояния заболеваемости туберкулезом лиц с ВИЧ-инфекцией и летальности при таком сочетании.
Цель исследования: определить эффективность выявления туберкулезной инфекции у детей в возрастной группе 8-17 лет по результатам скрининга по кожной пробе с аллергеном туберкулезным рекомбинантным (АТР).
Материалы и методы. В течение 2015 г. в медицинских организациях Калининградской области обследовано 24 483 ребенка в возрасте 8-17 лет (25,4% от численности данной возрастной группы в КО) с использованием в качестве скрининга туберкулезной инфекции пробы с АТР. Остальные дети (69 366 человек) этой возрастной группы проходили скрининг по пробе Манту.
Результаты исследования: отрицательный результат пробы с АТР имели 23 565/24 483 (96,3%) человек, сомнительный - 382/24 483 (1,5%), положительный - 536/24 483 (2,2%). Наибольший процент сомнительных и положительных результатов пробы с АТР выявлен среди детей 12-17 лет.
Результаты скрининга по пробе Манту были следующими: отрицательные 9,5% (6 590/69 366) обследованных, сомнительные - 16,4% (11 376/69 366), положительные - 74,1% (51 400/69 366).
Внедрение скрининга по пробе с АТР у 24,7% детского населения в возрасте 8-14 лет не уменьшило частоту выявления больных туберкулезом (0,016 и 0,015% от обследованных в 2015 и 2014 г.) в Калининградской области. Показатель выявляемости в 2015 г. был в 3,5 раза выше в районах, где введен скрининг по пробе с АТР (0,35 и 0,10 на 1 000 обследованных). При этом частоты положительных результатов по пробе Манту и пробе с АТР имеют огромную разницу (72,7 и 2,2% соответственно у детей 8-14 лет и 78,4 и 2,1% у подростков 15-17 лет), что снижает нагрузку по постскрининговому дообследованию (уменьшая число направляемых на дообследование) при скрининге по пробе с АТР.
Внелегочный туберкулез остается во многом загадочной проблемой, в немалой степени из-за расхождений в формулировках.
Материал и методы. Проанализированы заболеваемость внелегочным туберкулезом и ее структура в Сибирском (СФО) и Дальневосточном федеральном округе (ДФО) за последние 10 лет - с 2006 по 2015 г.
Результаты. В 2006 г. в СФО и ДФО изолированным внелегочным туберкулезом заболел 871 пациент; структура заболеваемости была следующая: туберкулез центральной нервной системы (ЦНС) - 5,7%, костно-суставной туберкулез - 28,7%, мочеполовой туберкулез - 35,9%, туберкулез периферических лимфатических узлов (ТПЛУ) - 15,8%, туберкулез глаз - 5,2%, прочие формы - 8,7%. С 2008 г. туберкулез глаз исключили из отчетности, несмотря на то что его доля практически равнялась доли туберкулеза ЦНС. Десять лет спустя, в 2015 г., изолированные формы внелегочного туберкулеза были диагностированы у 699 человек (-172) со следующими пропорциями: туберкулез ЦНС - 10,6%, что в 2 раза больше; костно-суставной туберкулез - 39,8%, что почти в 1,5 раза больше; мочеполовой туберкулез - 24,5%, что в 1,5 раза меньше соответственно. Доля ТПЛУ осталась неизменной - 14,2%, доля прочих форм, куда вошли туберкулез слюнной и поджелудочной желез, желчного пузыря, кишечника, молочной железы, кожи и т. д., закономерно увеличилась до 11%.
Выводы. Проблема внелегочного туберкулеза как в России, так и во всем мире далека от разрешения. Заболеваемость внелегочным туберкулезом во многом зависит от наличия подготовленных специалистов и хорошей материально-технической базы диспансеров. Необходимо внести изменения в форму 8 статистической отчетности противотуберкулезных учреждений: во-первых, учитывать раздельно урологический и гинекологический туберкулез, во-вторых, учитывать раздельно все формы, указывая сочетание с ВИЧ-инфекцией.
ОБЗОРЫ 
Саркоидоз представляет собой системное заболевание, характеризующееся развитием хронического иммунного воспаления и образованием гранулем. С целью изучения патоморфологических особенностей гранулемы важно знать клинико-морфологические и иммунологические варианты течения процесса.
В последнее время отмечена отрицательная тенденция в динамике патоморфоза саркоидоза. В этой связи важным является изучение вопросов прогнозирования развития данного заболевания, в том числе и особенностей течения гранулематозного воспалительного процесса при различных клинических вариантах с точки зрения не только диагностики, но и определения дальнейшей тактики ведения пациентов с этой патологией.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 
Представлен случай успешного лечения пациентки 42 лет, страдавшей двусторонним фиброзно-кавернозным туберкулезом легких с полным разрушением левого легкого, постоянным бактериовыделением, с широкой лекарственной устойчивостью возбудителя. Лечение затруднялось плохой переносимостью применяемых противотуберкулезных препаратов.
Проведены многоэтапное хирургическое лечение с сочетанием резекционных и коллапсохирургических вмешательств, индивидуальный подбор противотуберкулезных препаратов и их дозировки в сочетании с патогенетической терапией.
Достигнуты устойчивая стабилизация туберкулезного процесса, прекращение бактериовыделения, закрытие полостей распада.
ISSN 2542-1506 (Online)